Top.Mail.Ru
Расчитать доставку
Наш сайт предлагает вам расчитать доставку в ваш город, купленных у нас товаров.

Для этого воспользуйтесь калькулятором расчета любой транспортной компнанией:

- ПЭК
- Деловые линии
- КИТ-GTD
- Энергия
- Экспресс авто
- Байкал Сервис
- СДЭК

Каталог шин Тип протектора Акция Услуги Контакты
Московская область, Климовск, Коммунальная улица, 26
+7 903 540 60 60
Шины для погрузчиков и спецтехники Брянск Краснодар Воронеж Санкт-Петербург Подольск
IST NM (белая)
Протектор IST NM (белая)
4950 руб.
EKS1 TL
Протектор EKS1 TL
10430 руб.
EKT2 TL
Протектор EKT2 TL
21730 руб.
E3E TL
Протектор E3E TL
30790 руб.
E3/L3 TTF
Протектор E3/L3 TTF
52760 руб.
R-4 QH603 TL
Протектор R-4 QH603 TL
18350 руб.
EKR4 TL
Протектор EKR4 TL
38520 руб.
EKT2 TL
Протектор EKT2 TL
48260 руб.
АКЦИЯ
Успейте купить шины со скидкой. Подробнее...

Конструкция обода для спецтехники и требования к эксплуатации

2023-08-15

Эффективность работы колесной техники во многом определяется правильностью выбора типа ободьев, степенью соответствия ободьев конструкции, размеру и назначению пневматических шин.

Широкий диапазон нагрузочных режимов и условия эксплуатации, колесных внедорожных машин обусловили существующее разнообразие конструкции дисков.

В соответствии с международной классификацией колеса внедорожной техники различаются по назначению и типу использующихся шин, по конструкции обода, профилю посадочных поверхностей и способу крепления на ступице.

По назначению ободья подразделяют на ободья для машин, работающих в транспортном и тяговом режимах, и на ободья для шин различной грузоподъемности. В зависимости от конструкции пневматической шины различают диски камерного и бескамерного типа, а также диски со стандартной и увеличенной шириной для широкопрофильных шин. По способу крепления обода на ступицу, колеса делятся на дисковые и бездисковые. Крупно - и сверхкрупногабаритные шины для карьерных самосвалов и тягачей большой мощности монтируют исключительно на бездисковые ободья.

В зависимости от конструкции колеса различают ободья неразъемного типа (однокомпонентные) и продольно-разборного типа (двух-, трех- и пятикомпонентные), а также ободья с симметричными и асимметричным профилем. По конфигурации профиля ободья подразделяют на плоские и со специальными посадочными коническими поверхностями для бортов шины.

Известны три основных, базовых типа ободьев: с плоским основанием, с коническими полками и углубленным основанием. На рис.7.1,7.2,7.3 показаны разновидности взаимозаменяемых ободьев с плоским основанием.

Рис. 7.1. Обод с плоским основанием (FLAT BASE RIM).

Шины могут устанавливаться на любой вид обода с плоским основанием одинаковой ширины и диаметра. Ободья этого типа используются для внедорожных камерных шин относительно небольших размеров. Наиболее ранняя конструкция обода с плоским основанием (рис.7.1) состоит из четырех частей. Профиль обода выполнен несимметричным за счет незначительного наклона несъемной посадочной полки. Плоская конфигурация основания и посадочных полок обода облегчает монтаж-демонтаж шины. На ободе данного типа шина удерживается, в основном, за счет прижатия бортов шины к бортовым закраинам обода под воздействием внутреннего давления. Контакт же между посадочными поверхностями обода и шины относительно слабый, поэтому при резких торможениях, ускорениях и при значительных тяговых усилиях может произойти проворачивание шины относительно обода. Данная конструкция обода устарела и претерпела изменения в направлении повышения надежности соединения с шиной.

Недостатки обода с плоским основанием частично устранены в конструкции его разновидности (рис.7.2), известной под названием INTERIM RIM (промежуточный, переходный вариант). Упрощенная конструкция обода состоит из двух частей. Фланцевая часть по-прежнему легко монтируется-демонтируется и объединяет бортовое и замочное кольца в одну деталь. Введение на основании обода конической посадочной полки с углом наклона пять градусов, значительно улучшило закрепление шины на ободе. Однако в силу асимметрии профиля, условия посадки бортов остались неодинаковыми. Несмотря на то, что в зоне пятки борта обеспечивается более плотная посадка шины в замочной части обода, остальная часть борта сопрягается с ободом с зазором. Обод данного типа используется для сравнительно небольших машин.

Рис. 7.2. Промежуточный обод с плоским основанием (INTERIM BASE).

Рис. 7.3. Усовершенствованный обод с плоским основанием (ADVANCED RIM).

Одинаковые условия для посадки обоих созданы в конструкции усовершенствованного обода (ADVANCED RIM). Симметричный контур посадочной поверхности с удлиненным носком съемного бортового кольца и конусной (50) посадочной поверхностью обеспечивает шине повышенную надежность установки на ободе (рис.7.3). Однако монтажные качества обода уступают ободу с разделенными бортовыми и замочными кольцами.

На рис. 7.4, 7.5 показана конструкция многокомпонентного диска, состоящего из пяти частей. Благодаря многокомпонентной конструкции и несколько углубленному центру основания обода облегчается операция монтажа и демонтажа крупно - и сверхкрупногабаритных  покрышек.

Обод состоит из основания 3, съемной посадочной полки 2, двух съемных неразрезных бортовых колец 1, именуемых также фланцами или закраинами обода, разрезного замочного кольца 8. В замочной части выполнены кольцевые канавки для размещения замочного кольца и уплотнительного шнура 4, предназначенного для герметизации зазора между съемными посадочными кольцами 2 и основанием 3 обода бескамерного типа. Обод снабжен блокирующим устройством 7, предотвращающим взаимный поворот съемных частей обода.

Рис. 7.4. Многокомпонентный обод с коническими полками (FULL TAPERED BEAD SEAT RIM).

Рис.7.5. Конструкция многокомпонентного диска.

В зависимости от назначения и условий работы шины применяются различные конструкции блокирующих устройств. На ведущих колесах, работающих в транспортном режиме, установлено блокирующее устройство, выполненное в виде фиксатора, укрепленного на замочном кольце 8 и, входящего в пазы основания обода и съемной посадочной полки. На колесах, работающих в тяговом режиме, применяются фиксаторы усиленного типа, состоящие из массивной проушины, укрепленной на торцевой части посадочной полки и соединительного элемента (ключа) (рис.7.6).

Рис 7.6. Конструкция блокирующих устройств: а) для колес, работающих в транспортном режиме; б) для колес работающих в тяговом режиме; 1 – фиксатор; 2- соединительный элемент (ключ); 3-проушина.

На ведомых колесах и там, где отсутствую значительные усилия, блокирующие устройства могут, не устанавливается. В замочной части основания расположен ограничитель 6, удерживающий обод от проворота на ступице. Ограничитель имеет выемку, обеспечивающую правильное положение стебля вентиля, устанавливаемого в вентильное отверстие 5. С целью упрощения операций монтажа и демонтажа шины на обод, посадочная полка имеет упорный буртик 9 для размещения рабочих концов монтажного инструмента.

Симметричная форма профиля с расположенными под углом 5 градусов посадочными полками обеспечивает надежность установки шин на ободе. Предотвращению проворачивания покрышки на ободе способствуют также нанесенные на поверхность посадочных полок по всей окружности канавки (knurling) в виде насечки (рис.7.7).

Рис 7.7. Обод многокомпонентный с насечкой на посадочных полках.

Многокомпонентные ободья выполняют как в камерном, так и бескамерном вариантах. На разборном ободе герматизация мест соединения разъемных деталей обеспечивается уплотнительной деталью (O-ring) (рис.7.8).

 

Рис 7.8. Уплотнительный шнур.

 

Рис 7.9. Обод с углубленнsм основанием (SEMI-DROP CENTER RIM).

Обод используется преимущественно для шин с посадочным диаметром 25 дюймов и выше, и шин размера 16.00 и более. Для широкопрофильных шин применяют уширенные ободья аналогичной пятикомпонентной конструкции.

На рис.7.9 показан углубленный обод (semi drop center rim). В качестве сокращенного названия применяется аббревиатура SDC rim. Состоит из двух частей: основания обода с углублением по центру съемной посадочной полки, совмещенной в одну деталь с бортовой закраиной. Обод имеет симметричный профиль посадочной поверхности с наклоном 5 градусов.

В основном ободья SDC имеют диаметр 20 или 24 дюйма  и применяются на грейдерах и погрузчиках.

Диски SDC имеют камерный и бескамерный варианты конструкции. Шины, специально сконструированные для ободьев SDC, нельзя устанавливать на ободья с плоским основанием.

На рис. 7. 10. Представлен обод с углом наклонам 5 градусов и однокомпонентный глубокий обод с углом наклона посадочной полки 15 градусов. Однокомпонентный глубокий обод (one-piece drop center rim) относится к ободьям неразъемного типа.

Рис 7.10 Пневматические шины в сборе с диском различной конструкции: 1- однокомпонентный глубокий обод: 2- многокомпонентный обод.

Цельность обода обеспечивает его герметичность. Обод имеет низкие закраины и посадочные полки с наклоном 15 градусом. Борта шин на полках обода посажены со значительным натягом, что обеспечивает герметизацию бескамерной шины при достаточном внутреннем давлении воздуха в шине, удерживающем ее борта на посадочных поверхностях со значительной конусностью. Глубокие ободья имеют увеличенный посадочный диаметр, что делает невзаимозаменяемыми камерные и бескамерные шины. Конструкция обода специально разработана для карьерных автомобильных бескамерных шин с высокой степенью герметичности.

Основными геометрическими параметрами, характеризующими профиль обода, являются посадочный диаметр, расстояния между закраинами (ширина обода) и соотношение размеров элементов бортовых закраин (форма закраин).

В соответствии с международными стандартами диски обозначаются трехзначным кодом, состоящим из ширины обода А,,( в дюймах), формы закраин (буквенное обозначение) и диаметра обода D,,(в дюймах). Например, обод с плоским основанием обозначается следующим образом:

9.00 U* 24-24= диаметр обода (дюйм)

U= форма закраин

9.00= ширина обода (дюйм)

Кодовое обозначение диска с коническими посадочными полками указывает не на форму, а на высоту закраин:

17.00 * 25-2-2= высота закраины, G(дюйм)

25= диаметр обода (дюйм)

17.00= ширина диска (дюйм)

Все детали, входящие в обод, должны иметь маркировку, в который указывается наименование или товарный знак фирмы-изготовителя, условное обозначение обода, год и месяц выпуска. Ободья отечественного производства имеют аналогичную маркировку деталей.

Широкое освоение производства бескамерных внедорожных  шин, кроме СКГШ, сдерживается отсутствуем серийного выпуска соответствующих ободьев. Разработанная оригинальная отечественная конструкция бескамерного обода с регулируемой степенью уплотнения уменьшает остроту проблемы, так как позволяет использовать при изготовлении бескамерных дисков основные элементы серийных  ободьев камерной конструкции, а также обеспечивает взаимозаменяемость различных типов ободьев.

Конструкций обода с регулируемой степенью уплотнения гермошнура представлена на рис.7.11: a) общий вид обода; b) узел 1 на рис. а; с) разрез A-A на рис. b; d) разрез Б-Б на рис. c; e) узел герметизации в рабочем положении; f) вид Д на рис. b; g) разрез В-В на рис. e; k) разрез Г-Г на рис.e.

Рис 7.11 Конструкция обода с регулируемой степенью уплотнения гермошнура.

Обод состоит из основания 1 с несъемным посадочным кольцом 2, двух бортовых колец 3, съемного посадочного кольца 4 с выступами 5 байонетного затвора, уплотнительного кольца 6 из эластомерного материала, кольцевой обоймы 7 с выступами 8 байонетного затвора с хвостовиками 9, ограничителя 10 перемещения кольцевой обоймы 7 вдоль оси вращения шины и самопроизвольного ее проворачивания относительно съемного посадочного кольца 4, разрезного запорного кольца 11.

Кольцевая обойма 7 представляет собой съемного кольцо преимущественно разборной  конструкции, что облегчает установку уплотнительного кольца 6 и монтаж на ободе. Ограничитель 10 закреплен на основании 1 и имеет поперечные пазы 12, в которые входят хвостовики 9. Соприкасающиеся друг с другом при закрытии байонетного затвора поверхности 13 и 14 соответственно выступ 5 и 8 находятся в плоскости, расположенной под углом α к плоскости вращения колеса. Герметизация соединения основание обода - съемное посадочное кольцо осуществляется следующим образом.  

Кольцевая обойма 7 с уплотнительным кольцом 6 и съемное посадочное кольцо 4 устанавливаются в положение, соответствующее положению выступов 5 и 8 в открытом состоянии байонетного затвора.

Съемное посадочное кольцо 4 проворачивается относительно кольцевой обоймы 7. При этом в зацепление входят выступы 5 и 3 и происходит зажатие уплотнительного кольца 6, при этом самопроизвольное проворачивание кольцевой обоймы 7 относительно основания 1 предотвращается ограничителем 10, в пазы 12 которого входят хвостовики 9.

Герметизация происходит в результате упругой деформации уплотнительного кольца 6, зажатого между поверхностью 15 съемного посадочной полки 4, поверхностями 16 и 17 кольцевой обоймы 7 и основания 1 обода. Уплотнительное кольцо 6 деформируется и закрывает зазор между поверхностями.

Регулирование величины упругой деформации осуществляется при проворачивании съемного посадочного кольца 4 относительно кольцевой обоймы 7. При этом изменяется расстояние между поверхностями 15 и 16 за счет того, что соприкасающиеся друг с другом поверхности 13 и 14 соответственно выступов 5 и 8 расположены под углом к плоскости вращения колеса. Фиксация положения съемного посадочного кольца 4 относительно обоймы 7 и основания 1 осуществляется при помощи запорного кольца 11. Операция регулирования величины деформации уплотнительного кольца 6 осуществляется при демонтированном запорном кольце 11. Шина при этом должна находится в ненакачанном состоянии.

Требования к эксплуатации обода (диска)

Автомобильные ободья выполняют весьма ответственные функции, что определило отнесение их к категории неремонтируемых или малоремонтопригодных изделии. Поэтому надежность и долговечность дисков должна обеспечиваться путем соблюдения правил эксплуатации и соответствующим техническим обслуживанием.

Нарушение режимов нагружения шин и ободьев, несоблюдение правил эксплуатации и монтажно - демонтажных шин, несоответствие обода конструкции и назначению пневматической шины, снижают надежность дисков.

Основными дефектами дисков, снижающими их надежность, являются изнашивание и коррозия рабочих поверхностей обода, а также усталостные и механические повреждения. Перед осуществлением монтажных работ диски тщательно осматривают. Недопустимым являются использование ободьев с усталостными трещинами в зоне сварных швов основания обода. Посадочные поверхности и бортовые закраины обода должны быть гладкими, без заметных вмятин и выступов. Не допускаются острые кромки на вентильном пазе. Съемные бортовые и замочные кольца должны иметь правильную форму без механических повреждений. Необходимо проверить также упругость замочного кольца. Особое внимание необходимо обращать на состояние посадочных поверхностей диска и, в первую очередь, на качество их покрытия. Перед началом монтажных работ обод тщательно очищают и прокрашивают (рис.7.12). Очистка производится проволочной щеткой или пескоструйной установкой до полного удаления коррозии и ржавчины. Для смазки используют только водорастворимые смазочные материалы. Специальной смазкой обрабатывают также подошву, бортовую и надбортовую поверхность шины. Необходимо обеспечить высокое качество антикоррозийных покрытий. Нельзя использовать диски, у которых канавки для замочного кольца и уплотнительного шнура расширены в результате эрозии от ржавчины или пескоструйной чистки. Не рекомендуется так же использовать уплотнительные кольца, бывшие в употреблении.

Рис 7.12 Сборка многокомпонентного обода (диска)

Безопасную и долговечную работу ободьев гарантирует соблюдение норм эксплуатации.

Превышение допустимой нагрузки на шину, вследствие перегруза внедорожных машин в целом, неравномерного распределения нагрузки по осям автомобиля, разницы внутреннего давления в шинах сдвоенных колес, применение сдвоенных шин различной конструкции и с различной степенью износа снижает прочность обода.

Квалифицированное и регулярное техническое обслуживание дисков позволяет значительно продлить срок службы спецшин.

 

Обратный звонок

Заказать обратный звонок

Ф.И.О. *
Телефон *
E-Mail *
Комментарий
телефон +7 925 070 77 07
        +7 903 540 60 60

mail [email protected]
skype itszvv

Центральный склад: Московская область, г.Подольск, микрорайон Климовск, Коммунальная улица, 26

Наши склады: г.Подольск, г.Климовск, г.Москва, г. Краснодар, г. Воронеж, г. Санкт-Петербург (СПб)

  • Шины EKKA 10-16.5 10PR T608 TL NHS Шины EKKA 10-16.5 10PR T608 TL NHS
    Цена: 18800 руб.
  • EK-2028 масляный фильтр EK-2028 масляный фильтр
    Цена: 980 руб.
  • EK-3807AB воздушный фильтр комплект EK-3807AB воздушный фильтр комплект
    Цена: 4760 руб.
  • EK-3938B воздушный фильтр EK-3938B воздушный фильтр
    Цена: 1710 руб.
  • EK-3938A воздушный фильтр EK-3938A воздушный фильтр
    Цена: 6200 руб.
  • EK-3919B воздушный фильтр EK-3919B воздушный фильтр
    Цена: 1700 руб.
  • EK-3919A воздушный фильтр EK-3919A воздушный фильтр
    Цена: 8500 руб.
  • EK-3117AB воздушный фильтр EK-3117AB воздушный фильтр
    Цена: 7700 руб.
  • EK-3084A воздушный фильтр EK-3084A воздушный фильтр
    Цена: 1370 руб.
  • EK-3060AB воздушный фильтр комплект EK-3060AB воздушный фильтр комплект
    Цена: 3310 руб.